В ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» продолжается «Неделя без турникетов»

22 апреля 2019

В  ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» продолжается «Неделя без турникетов». По традиции, акция здесь не ограничивается одной неделей, поскольку интерес к предприятию со стороны учебных заведений очень большой. Так, в прошлом году «Неделя без турникетов» весной и осенью  длилась по полтора-два месяца, было проведено 46 экскурсий, в которых приняли участие 670 человек. В график весеннего этапа акции этого года записаны 22 группы, которые будут посещать завод до конца мая.
16 апреля в ходе нынешней акции впервые прошла встреча преподавателей ЦТО – учителей физики, математики, информатики и технологии – с генеральным директором предприятия Олегом Николаевичем Данцевым, заведующим кафедрой «Электронные, радиоэлектронные и электротехнические системы» Алексеем Алексеевичем Малахановым и доцентом кафедры Мариной Юрьевной Некрасовой. Мероприятие было инициировано общественным советом ЦТО и ГАУ ДПО «БИПКРО» и ориентировано на «Сетевое взаимодействие в организации профориентационной работы». Состоялась беседа о том, как заинтересовать школьников техническими дисциплинами, подготовить их для поступления в университет с перспективой дальнейшей работы на предприятии.
Как рассказал О. Н. Данцев, на завод пришли уже более 150 молодых специалистов, получивших высшее образование в заводской группе БГТУ. Многие из них сделали карьеру, активно занимаются научными разработками, получают вполне приличную заработную плату. Но активно развивающемуся предприятию микроэлектроники ежегодно требуется как минимум 15 молодых специалистов.  
«Любое электронное изделие – будь то смартфон, автомобиль, пылесос – работает на интегральных микросхемах. В смартфонах применяются ИС с проектными нормами 28 нанометров. Сегодня, к сожалению, в России нет ни оборудования, ни специалистов, которые бы работали с таким уровнем проектных норм. В лучшем случае, это 180 нанометров. Наше предприятие осваивает 350 нанометров. Все, что мы выпускаем, спроектировано нашими специалистами. А мы выпускаем сегодня 1,5 тысячи типономиналов. Мы приобрели современное оборудование, вложив в него только за последние два с половиной года около миллиарда рублей. На предприятии работает 1800 человек, и большая часть из них – это инженеры, высококвалифицированные наладчики, производственники-управленцы. Работа интересная, творческая. Кроме того, наши изделия востребованы, и в ближайшее время спрос – а, следовательно, и потребность в кадрах – будут только расти.
Мы каждый год должны осваивать до полусотни новых изделий. Их кто-то должен разрабатывать, осваивать, выпускать. Сегодня это не всегда получается. Советский Союз выпускал 10-12% от мирового объема изделий микроэлектроники, Россия сегодня -  намного меньше.
Ответив на главный вопрос о гарантированном трудоустройстве выпускников кафедры БГТУ, участники встречи приступили к обсуждению, как вовлечь старшеклассников в уже существующую и эффективно работающую систему профессиональной подготовки кадров. О ней рассказал Алексей Алексеевич Малаханов:  
– В начале 2000-х годов Олег Николаевич Данцев обратился в вуз с просьбой о подготовке специалистов по микроэлектронике. Острая нехватка молодых кадров была вызвана ситуацией 90-х годов. Начиная с 2003 года, в университете появилась группа студентов, обучающихся за счет ЗАО «Группа Кремний ЭЛ». В группе занимались 15-20 человек, их учеба полностью оплачивалась предприятием. Потом пошел демографический спад, стали выделяться бюджетные места, в том числе и по микроэлектронике. Три года назад число бюджетных мест на все профили электроники было ограничено 27-ю, при этом микроэлектронике досталось всего 9. Сейчас бюджетных мест в заводской группе 10 на 1 курсе и 9 на втором, за остальных студентов платит завод. Начиная с третьего курса, все студенты проходят производственную и научно-исследовательскую практику на заводе, выполняют курсовые и дипломные работы, связанные с перспективными направлениями и разработками предприятия. Молодой человек, еще учась в университете, знает, чем он будет заниматься на предприятии по окончании вуза, нарабатывает определенный опыт, как  по работе, так и в общении с коллективом.  
   Итак, есть гарантированное трудоустройство на современном заводе, щадящая и уже  отлаженная система вхождения в профессию. Но что требуется от преподавателей? О. Н. Данцев сказал, обращаясь к учителям: «Необходимость в вас – колоссальная, и в первую очередь в вопросе повышения качества подготовки учеников». Он отметил, что в последние годы из 15 студентов, принятых на первый курс кафедры микроэлектроники БГТУ, вуз  заканчивала, в лучшем случае, половина. Обусловленный недостаточным количеством школьных часов, невысокий уровень подготовки, в первую очередь по физике, не дает возможности осваивать физику твердого тела, полупроводников, квантовую механику. Поэтому при поддержке губернатора Александра Богомаза в регионе были созданы центры технического образования. Это дало свои результаты: уже два года на первых курсах нет отчисленных за неуспеваемость. Но, по мнению О. Н. Данцева, надо идти дальше и создавать конкурентную среду поступления на технические специальности вузов. Он вспомнил, что в 70-е годы конкурс составлял 5-6 человек на место, сейчас же берут практически всех  желающих, даже набравших на ЕГЭ по физике порядка 40-45 баллов.  
Впрочем, как отмечали на встрече учителя, есть выпускники школ с очень высокими показателями ЕГЭ по физике, но они предпочитают поступать в столичные вузы, жить в большом городе и… работать, чаще всего, не по специальности. А, тем не менее, как отметил А. А. Малаханов, БГТУ занимает 39 место в рейтинге 120 технических вузов в России, то есть подготовка вполне сопоставима с  московской. Что же касается трудоустройства, то проблем практически нет. А нормальный уровень жизни при зарплате, достигающей 100 тыс. рублей, можно обеспечить и в провинции. И как вывод: необходима большая профориентационная работа, причем, не только среди старшеклассников, но и учеников среднего и даже младшего звена. Надо приложить немало сил, чтобы вовлечь как можно большее число школьников и в ЦТО, и в работу технических кружков, которые будут тесно сотрудничать как с университетом, так и с заводом. Ведь, как посетовали учителя, два часа физики в неделю – это катастрофически мало. Большие надежды в связи с этим возлагаются на создание в этом году лабораторий моделирования и робототехники на базе гимназий №3 и №7 в Брянске, а также на открытие детского технопарка «Кванториум», где у школьников будет возможность приобщаться к техническому творчеству.  
Но это задача минимум. А в идеале, к которому надо стремиться, это приобщение школьников к научным школам, существующим в регионе. В случае «Группы Кремний ЭЛ» – это микроэлектроника.  
В завершение встречи генеральный директор предприятия выразил надежду, что совместными усилиями школы, вуза и производства удастся наладить тесное общение школьников со специалистами «Группы Кремний ЭЛ», учеными университета; через ЦТО, технические кружки, детский технопарк вовлечь их в среду научной школы, научить трансформировать задумку на бумаге в реальное изделие, дать почувствовать вкус открытий в такой перспективной отрасли, как микроэлектроника, которая является основной для создания детских игрушек, смартфонов, бытовой и космической техники.  
    Преподаватели ЦТО посетили затем участки кристального и сборочного производств, где молодые специалисты провели для них экскурсию с углублением в технологию изготовления изделий микроэлектроники. Делясь своими впечатлениями по окончании экскурсии, учителя отметили отличную подготовку молодых инженеров, их увлеченность делом и то, с каким вдохновением они рассказывают о своей работе.
    Знакомство школьников с предприятием нужно и полезно,– считают преподаватели. – Здесь дети могут увидеть своими глазами то, о чем мы им говорим на уроках физики. Причем, они не просто смотрят, они с удовольствием общаются с молодыми специалистами, задают интересующие их вопросы. И потом некоторые из них задумываются о том, что стоит получить такое же образование, чтобы затем получить такую же интересную работу. Приводить детей на заводы нужно и хотя бы для того, чтобы они знали, что кроме профессий экономиста и юриста есть и другие – интересные и при этом очень востребованные профессии.

Вернуться к списку