Защитилась заводская группа БГТУ

29 июня 2018

ЗАЩИТА ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ–2018

26 июня состоялась защита квалификационных работ 11-й по счёту заводской группы студентов БГТУ.
В этом году к защите вышли 10 человек. Трое из них получили в итоге оценку «отлично», один – «удовлетворительно», остальные – «хорошо». Председателем приемной комиссии Владимиром Ивановичем Громовым качество дипломных работ и их защиты, учитывая все плюсы и минусы, было оценено как удовлетворительное. В предыдущие годы выпускались как очень сильные группы, так и достаточно слабые. Нынешние выпускники не огорчили своими результатами, хотя, безусловно, от некоторых работ хотелось бы более высокого уровня.
Директор по развитию и новой технике ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» Владимир Иванович ГРОМОВ подробно анализирует защиту дипломных проектов.

– Защита дипломных проектов этой группы выглядела неплохо, особенно на фоне прошлогодней. Жаль, конечно, что не было ни одного красного диплома. Но, в общем и целом, работы выглядели нормально. Большинство выпускников-бакалавров намерены продолжить учебу в магистратуре. По крайней мере, шесть человек уже изъявили такое желание.
Еще один положительный момент: несколько дипломов были привязаны к насущным проблемам производства, и работы, выполненные студентами, уже нашли реальное применение и используются.  
Но были в защите и минусы. В прошлом году мы договорились с БГТУ, что впредь исключим из проектов повторяющиеся у всех от защиты к защите слайды, которые не несут актуальной информации и не имеют отношения к тематике выполняемой работы. Университет это понял по-своему: из работ убрали лишние чертежи всяческих установок, но взамен зачем-то наделали массу их фотографий. Похоже на то, что из 20 слайдов в работе зачастую 10 слайдов были внесены только для количества.
Второй минус – несколько дипломов носили чисто информационный оттенок. Скажем, студентом была проведена большая работа, выполнено много замеров, но все эти выкладки не подкреплены ни анализом, ни какими-то последующими исследованиями. И, разумеется, как результат – в работе нет никаких выводов и предложений. То есть дипломная работа в познавательном плане хорошая, интересная и очень нужная. Но теперь бы вместе с руководителями проекта – и от университета, и от предприятия – обобщить её, провести анализ, сделать выводы, наметить продолжение, какой-то новый поиск. Этого сделано не было. Если иметь в виду, что эта работа в цикле обучения студента еще и является итоговой, где он должен показать, что умеет мыслить, то здесь явно была видна недоработка.
Были еще несколько квалификационных работ, в которых название темы абсолютно не соответствовало оглашенной цели и задачам. И было несколько тем, связанных вроде бы с разработкой, но как таковой разработки вообще не просматривалось. В работах наличествовали фотографии, слайды, факты, графики, известные таблицы, положения, выбранные из литературы. Но не собственные и не на нашем предприятии полученные. И при этом ничего нового из того, что было сделано самим выпускником. Хотя при этом студенты свои готовящиеся проекты периодически обсуждали с руководителями, но в итоге их дипломы получились вот такими. Считаю это недоработкой университета и руководителей дипломов от предприятия.
  Кстати, были и такие студенты, которые работали чрезвычайно самостоятельно и свои проекты представили буквально накануне предзащиты. Нельзя сказать, что это хорошо, но, как ни странно, с дипломом у этих ребят всё обстояло более благополучно.
Получившие дипломы бакалавров выпускники уже распределены в производства и управление развития микроэлектронных технологий и новой техники.
На будущее, возможно, будет некоторое изменение по тематике квалификационных работ. По крайней мере, такой вариант рассматривается. Сейчас у нас разрабатывается очередная образовательная программа по САПРам – современным системам автоматического проектирования. Предприятие выступает заказчиком этой образовательной программы, а разработкой занимается университет. В рамках разработанного образовательного курса студенты будут получать знания по разработке ИС на современных программных средствах. Предприятием закуплены компьютеры, решается вопрос о продлении лицензии на эти программы, организованы рабочие места, где нынешние студенты-старшекурсники будут осваивать эти программные продукты. Для работы на этих САПР  нам необходимо разработать математические модели элементной базы – то, из чего состоят интегральные схемы.
Эта работа рассчитывается на два года, и берётся за неё БГТУ – преподаватели и заводские студенты старших курсов. С подключением, конечно, наших разработчиков.
Поэтому может оказаться, что в ближайшие годы для всех выпускников темы дипломных проектов станут похожими: разработка спайс-моделей. Только у каждого студента будет своя конкретная модель, определяемая конкретным схемотехническим применением и конструктивно-технологическим решением. Все будет ясно, просто и понятно. За время подготовки студенты изучат технологию, физику полупроводниковых приборов и схемотехнику,  – а это три наших специальных предмета. Научатся работать с измерительными системами и работе на системах САПР. Может быть, поучаствуют в разработке и изготовлении тестовых кристаллов. Выглядит эта перспектива заманчиво.
В прошлом году выпускалась юбилейная, 10-я группа заводских студентов. В этом году мы вышли на виток очередного десятилетия, и хотелось бы к следующему юбилейному выпуску иметь за плечами не только немалый опыт, но и более высокий уровень в обучении и специализации наших студентов. Возможно, привнести в итоговые работы еще что-либо инновационное, современное, соответствующее нашим новым реалиям.
Безусловно, за это время предприятием и университетом проделана большая и невероятно сложная работа. Год от года отстраивая свою систему обучения, мы анализировали свои просчеты, проделывали работу над ошибками прошлых лет и, в конце концов, сегодня можем уже не только говорить о результатах, но и делиться накопленным опытом.
Мы можем гордиться тем, что не испытываем сейчас острого голода в молодых специалистах, в отличие от многих других предприятий. Если бы мы в свое время вплотную не занялись целевым обучением, то два года назад, когда завод начал выигрывать работы в конкурсах, когда разрабатывалось в год по сотне интегральных схем, кто бы выполнял эти работы? А сейчас их делают наши молодые специалисты, бывшие выпускники заводских групп БГТУ.
К сожалению, в министерстве образования нам не пошли навстречу в просьбе оставить для нашей специальности 5-летнее обучение. Значит, будем, насколько возможно, совершенствовать имеющуюся систему обучения в рамках бакалавриата.

Вернуться к списку