Активисты ОНФ и власти Брянска обсудили вопросы развития инженерно-технического образования

20 декабря 2018

    В Брянске состоялось заседание «круглого стола» по вопросам развития инженерно-технического образования. В дискуссии приняли участие первый заместитель главы администрации города Виктор Предеха, генеральный директор региональной Ассоциации промышленных и коммерческих предприятий Геннадий Шалыгин, координатор проекта ОНФ «Профстажировки» в Брянской области, генеральный директор ЗАО «Группа Кремний ЭЛ»  Олег Данцев, ректор Брянского государственного технического университета Олег Федонин, начальник городского управления образования Иван Потворов, директор ГКУ «Центр занятости населения г. Брянска» Олеся Серба, активисты ОНФ.  
Отмечалось, что в Брянской области в последние годы при активной поддержке губернатора Александра Богомаза и в рамках проекта ОНФ «Профстажировки» активизировалась работа по подготовке профессиональных кадров. В частности, ряд предприятий  совместно с БГТУ организовали подготовку кадров на специальных профильных кафедрах, проводят экскурсии школьников на производства. В регионе работает 11 центров технического образования школьников по углубленному изучению физики, математики и информатики для поступления в технические вузы и дальнейшей работы на производстве. В Брянске работает первый в регионе промышленный парк, и из федерального бюджета выделены средства на строительство на условиях софинансирования детского технопарка «Кванториум».
     А год назад на «Форуме действий» ОНФ координаторы проекта «Профстажировки» гендиректор ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» Олег Данцев и проректор БГТУ Виталий Сканцев представили действующую в Брянском регионе систему подготовки кадров для промышленности, основанную на взаимодействии региональных правительства и Думы, брянских предприятий – в первую очередь СоюзМаш России – и БГТУ. Эта практика вызвала большой интерес участников форума. В его рекомендациях был включен пункт о том, чтобы регионы России взяли на вооружение опыт Брянской области. Заинтересовались центрами технического образования и на VII Славянском форуме, который прошёл в Брянске в ноябре этого года.
  Однако участники круглого стола «Развитие инженерно-технического образования на территории Брянска» говорили не столько о достижениях, сколько о проблемах. Большинство из них – федерального и регионального уровней. Но, как отметил Виктор Предеха, и на уровне муниципалитета важно не упускать  возможности, чтобы заинтересовать учащихся изучением точных предметов, увеличить число школьников, сдающих ЕГЭ по физике и информатике, привлекать детей и подростков, начиная с дошкольного возраста, к техническому творчеству через кружки по месту учебы или месту жительства.  
   Основной вопрос, который волновал представителей предприятий и БГТУ, – это качество подготовки специалистов.
   «БГТУ каждый год набирает в группу  подготовки специалистов для ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» 16 человек. В предыдущие годы бывали случаи, когда из них до последнего курса доходили только 5-6 студентов, остальные отсеивались, как только начинали проходить такие сложные предметы, как физика твердого тела, квантовая механика, микроэлектроника.  А все потому, что если в 80-е годы конкурс при поступлении в вуз, выпускающий инженеров, был 4-5 человек на место, то в последние годы вуз вынужден был зачислять абитуриентов, сдавших ЕГЭ меньше чем на 40 баллов, по сути дела – троечников. Сейчас лишь 25% выпускников школ сдают ЕГЭ по физике, это не позволяет создать конкурентную среду. Правда, надо отдать должное, что выпускники ЦТО, поступившие в университет, показывают  более качественные знания, чем их предшественники», – сказал Олег Данцев.
      При этом он напомнил, что согласно майским указам Президента России Владимира Путина регионы должны решать вопрос по повышению производительности труда на 5% в год, а решить эту проблему можно, только привлекая в производство активную и хорошо подготовленную молодежь.  
   Его выступление вызвало большую дискуссию о методах достижения цели; одни выступали за применение административных ресурсов по увеличению числа выпускников, сдающих ЕГЭ по техническим предметам, и росту конкуренции при поступлении в вузы, другие – ратовали за разработку стимулирующих мер. Споры вызвал и вопрос о качестве подготовки самих учителей физики. Иван Потворов настаивал, что дефицита учителей физики в школах города нет, и что они обладают достаточной квалификацией. Олег Данцев и Олег Федонин с ним не соглашались, отмечая, что во многих учебных заведениях не только области, но и города этот предмет преподают не профильные учителя физики. Кроме того, есть факты, когда руководители школ, боясь испортить статистику, уговаривают старшеклассников и их родителей не сдавать ЕГЭ по таким трудным предметам, как физика, химия и биология.  
  «Если не учить физике должным образом, то и не будет стимулов сдавать физику», – прокомментировал Олег Данцев.    
   Аргумент Ивана Потворова о том, что число сдававших  ЕГЭ по физике в последние годы увеличилось и занимает второе место после обществознания, также не показался представителям промышленности и вуза убедительным.
     «Вечно вторые, – парировал Олег Федонин, – только естествознание сдавали 3,5 тысячи выпускников, а физику – 1,4 тысячи. Почувствуйте разницу. И динамики практически никакой».
   Но все согласились с Геннадием Шалыгиным, который предложил выработать систему стимулирования через субсидии школам города, где численность сдающих ЕГЭ растет, и представить ее в областном правительстве.
    О проблемах, которые можно решить только на федеральном уровне, говорил ректор БГТУ Олег Федонин. В частности, он отметил, что нынешняя система образования заведомо предполагает снижение качества образования по сравнению с 80-ми годами. И основная причина – в переходе на систему подготовки «бакалавр-магистр».
   «Обучение четыре года вместо пяти – это однозначно плохо, потому что мы теряем 20% времени. Все технические вузы постарались максимально сохранить специальные дисциплины. Но все равно потери составляют порядка 10%. Но что уж совсем критично – это объем практик. В 1980-1985 годы было четыре практики длительностью 24 недели, сейчас – 10 недель за 4 учебных года, то есть это одна практика – 2 с половиной недели.  Неделя на оформление, полнедели на составление отчета, и одна неделя – познакомиться с предприятием», – отметил Олег Федонин. Кроме того, добавил он, магистратура предполагает уход бакалавра не в инженерную деятельность, а исследовательскую, научную.
    «Сейчас мы с предприятиями в рамках целевой подготовки пытаемся сохранить прикладной характер магистерского обучения. Как правило, у нас все магистры обучаются во вторую смену, а в первой  половине дня работают на предприятии на полставки. Это позволяет в какой-то мере приблизить магистра к специалисту. Приблизить, но не заменить», – считает ректор.
   По его мнению, пагубно сказывается на ситуации с подготовкой профессиональных кадров и раннее разделение школьников на гуманитариев и физиков. В 5-6 классах школьникам еще сложно определиться с будущей профессией. И они обладали бы большей свободой, если бы к числу обязательных предметов по ЕГЭ были добавлены экзамены по физике.
Говорил Олег Федонин и о том, что многие выпускники с хорошими баллами по ЕГЭ уезжают в Москву и другие крупные города, и надежды на то, что они вернутся в регион,  практически нет. Выход он видит в уменьшении выбора вузов – с 5-ти по 3-м специальностям хотя бы на 2 вуза по 3-4 специальностям. А может быть, есть смысл вернуться и к системе распределения выпускников после окончания университета?
   Что же касается областного уровня  решения проблем подготовки кадров, то ректор БГТУ предложил ввести такое понятие, как «региональное задание». Предприятия и организации должны определиться, какое количество специалистов им необходимо в ближайшие годы;  вузы – сколько потребуется подготовить и выпустить студентов по определенным направлениям; школы – в разрезе регионального задания обязаны будут обеспечить определенное число выпускников, сдающих экзамены по тем или иным предметам, с учетом конкуренции как минимум два абитуриента на одно место.
     Не все участники «круглого стола» были согласны с такими предложениями, но ясно  было одно: в регионе идет напряженная работа власти, бизнеса, образовательных структур по поиску дальнейших путей совершенствования подготовки профессиональных кадров, в том числе в рамках проекта ОНФ «Профстажировки».

Вернуться к списку